Версия для слабовидящих

Интервью

"Не забывать традиции предков". Интервью с мастером декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера Анатолием Дечули.


Богатые традиции малочисленного народа ульчей в их руках получили достойное развитие. Анатолий Дечули является самобытным представителем плеяды мастеров популяризаторов народного ремесла – резьбы по дереву. Его имя известно жителям в Хабаровском крае, но и далеко за его пределами. Сегодняшнее интервью с Анатолием Дечули – о своем творческом пути, о преемственности поколений.

- Анатолий Владимирович, вы знаем Вас как яркого представителя ульчского народа и талантливого мастера декоративно-прикладного искусства. Расскажите о себе подробнее о своем жизненном пути.

- Для начала хотелось бы отметить, что родился я 1 июня, в День защиты детей, в 1965 году в селе Богородское Ульчского района, а жил в национальном селе Булава. Кстати, мой отец, Владимир Георгиевич Лесников – удэгеец из Красного Яра (Приморский край – прим. ред.), они познакомились с мамой, когда учились в культпросветучилище в Биробиджане. Отец рано умер. 
После окончания школы, в 1983 году я ушел в армию, а когда отслужил, хотел поступать на художественно-графический факультет Хабаровского педагогического института – уже тогда я хотел заниматься традиционными ремеслами: мне нравилось рисовать, работать с деревом с детства, но надо было помогать матери, и я устроился в колхоз водителем. И проработал до развала колхоза.

- Когда же Вы смогли начать заниматься традиционными ремеслами?

- Еще в 70-е годы заслуженный учитель Дмитрий Ангин в селе Булава хотел создать этнографический музей. На рубеже 80-90-х годов группа ульчских мастеров декоративно-прикладного искусства (Иван Росугбу, Николай У, Юрий Куйсали и другие молодые мастера, в том числе и я) решили поддержать идею. К этому времени мы уже осознавали необходимость духовного возрождения ульчской культуры. По проекту Дмитрия Ивановича Ангина мы и начали строить первый этнографический музей. Все с нуля. Финансов не было. Мы решили возродить медвежий праздник, который в последний раз проводили в 1940 году. И вот под этот праздник деньги нашлись, и пошло строительство. Не было бы праздника, не было бы центра! И мастеров не было бы, ведь надо было объединить людей общей целью! Эта идея и объединила. Под руководством мастера декоративно-прикладного искусства Ивана Росугбу мы объединились в предприятие «Пакчи». 

Спустя некоторое время меня пригласили работать в Булавинскую школу искусств, где я преподавал сначала ИЗО, потом резьбу. Когда мои дети подросли, и надо им было продолжать учебу в Хабаровске, работал в воинской части недалеко от краевого центра, потом меня пригласили в Приморье в качестве преподавателя по традиционным ремеслам на родину моего отца, в Красный Яр, но семья моя вернулась в Булаву. И мне пришлось тоже туда поехать. Работал в центре национальной культуры, где директор Людмила Борисовна Хатхил, мастер по рыбьей коже. Село Булава - колыбель ульчских традиционных ремесел. Довелось мне поработать и в поселке Солнечный, в центре детско-юношеского творчества. Преподавал резьбу по дереву. Работал и в нанайском селе Бельго. Сегодня помогаю Леониду Сунгоркину в создании центра "Бури".

- Каждый мастер декоративно-прикладного искусства имеет свой неповторимый стиль, изделия его наполнены уникальным содержанием. А как Вы сохраняете традиции ульчского народа в своем творчестве?

- Мне повезло, я еще застал старых опытных мастеров. Был источник, откуда все это можно было брать. Надо сказать, что я всегда находил время и возможности для творческого поиска. Тема шаманизма для меня была интересна, потому что в каждой семье были бабушки, которые камлали. Я иногда слышал будто шаманов не было. Да, может быть "сильных" шаманов не было, но шаманы-то были. А у них старые амулеты. Они с радостью делились. Бабушки все отдавали, лишь бы ты продолжал это дело. Жалко, что все уходило куда-то кому-то. Те же обряды уносили с собой. А ведь в своем творчестве надо отталкиваться от традиций и обычаев. Есть народные песни, а есть авторские, так же получается и в ремеслах. Тогда я понял, что если ты начинаешь что-то делать своими руками, тем более национальное, надо всегда отталкиваться от классики.
- Есть ли какие-то отличительные черты ульчских изделий от других?

- На самом деле народ нани объединяет всех. Туда входят и орочи, и удэгейцы, и нанайцы, и ульчи, и даже негидальцы, потому что негидальцы – это смесь нанайской и эвенской культуры. У материковых нивхов тоже смесь культур.

- В Вашем "портфолио" много деревянных масок. Имеют ли созданные Вашими руками маски ритуальный оттенок?

- Вообще маски выполняли как физическую, так и психологическую защиту. В первую очередь, у маски было основное предназначение – оберегать шамана, во время камлания для оберега шамана на маску наносились определенные рисунки. Также маска применялась на промысле. В марте, когда солнце слепит глаза, для охоты надевали маску-очки.

- Не секрет, что у каждого мастера есть свои предпочтительные породы деревьев. С каким деревом Вам лучше работать?

- В низовьях Амура нет липы, и брали то, что под рукой – березу, осину, ольху. Здесь, южнее, богаче с деревом, и применялось всё: и орех, и липа. Ну а если говорить про себя, то мне нравится работать с любым деревом. Когда я начиналв Ульчском районе, и в основном, мы работали с осиной, березой и ольхой. Лиственница применяется только на обрядовых делах. Когда я переехал в южные районы края, то начал изучать деревья: ясень, орех, бархат.

- Значит, можно работать с любым деревом?

- Да, изучал, какое и для каких изделий дерево лучше подходит.
- И какие это изделия?

- Традиционные, начиная с амулетов и кончая ритуальными. Мне всегда было интересно экспериментировать.

- Современные вещи - это может быть и мебель, и предметы быта?

- И посуда. Это же у нас в крови, все украшать будь то ложка, чашка, копье, лук, стрелы. Все предметы обихода мужчина должен изготовить и украсить резьбой. Резьба, вышивка, пение, пляски – все берет начало в обрядах. И все это играло роль оберега.

- Анатолий Владимирович, что бы Вы посоветовали молодым мастерам, которые делают первые шаги в сохранении традиционных ремесел?

- Чтобы зажечь огонь в глазах молодых ребят, нужно не стесняться говорить о важности сохранения нашей культуры, им нужно дать возможность создавать современные вещи, но при этом не забывать и традиции предков.